Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило план создания 25 млн высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году — "дорожную карту" по национальной системе компетенций и квалификаций. Главные предлагаемые инновации — широкое сертифицирование профессиональных навыков, реформа профтехобразования, федеральный онлайн-университет, электронные трудовые книжки, скидки по кредитам владельцам профессиональных сертификатов, "образовательный капитал" по результатам ЕГЭ для школьников, расширение финансовых свобод для вузов.
Посмотрите презентацию. В ней много анализа, тенденций, интересных мыслей, идей, в т.ч. и в ИТ-сфере. Ниже комментарии Коммерсанта.
Разработчики разбивают свою "дорожную карту" на шесть блоков — это новации в планировании и мотивации в образовании, реформа системы профобразования, создание системы повышения квалификаций, новшества в миграционной политике, стандартизация рабочих мест, создание и интеграция в другие институты системы сертификации профессиональных навыков и компетенций.
Дмитрий Песков из АСИ говорит еще о трех первоочередных инициативах, таких как создание федерального онлайн-университета (дистанционное обучение) мощностью 1 млн учащихся, разрешение работодателям вне образовательных учреждений проводить отдельные модули образовательных программ на своей базе (без создания отдельных структурных подразделений), а также реализация проекта "Прозрачное образование" — обязательство для аккредитованных вузов публиковать в открытом доступе в интернете все квалификационные работы бакалавров, специалистов и магистров.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2052225
Комментарии
Игорь Любимов
Мне нравятся такие инициативы. Мы планировали нечто похожее (в образовательной части) с ВИБ. К сожапению, все зачахло, но потребность осталась (и понимание, как и куда двигаться). С точки зрения квалификаций, я публиковал новость о предложениях по сертификации CIO, есть много программ у вендоров, можно обобщить практики в клубе и участвовать в этом.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Игорь Любимов
Вдогонку к предыдущему. Я только этой осенью у себя в ИТ подразделениях создал три высококвалифицированных рабочих места, отвечающих указанным критериям. Конечно, в масштабе 25 млн. это ничтожная величина, но может остальные члены клуба тоже какие-то рабочие места у себя создают, давайте отмониторим ситуацию. В конечном счете, мы и есть те самые работодатели в сфере ИТ. Сделаем на сайте страничку, будем там размещать информацию.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Валерий Романов
Я участвую по мере сил и компетенций в этих мероприятиях. В частности при подготовке дорожной карты" по национальной системе компетенций и квалификаций подал четыре предложения.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Павел Горбунов
Валерий Николаевич, спасибо за проделанную работу и неуспокоенность.
Есть ли свет в конце туннеля?
27 Окт 2012
Валерий Романов
1. Закрепление студента за конкретным предприятием.
В чём состоит суть требования?
Начиная с третьего курса целесообразно закрепить студента за конкретным профильным предприятием. Цель – адаптация (получение практических навыков) в производственную деятельность на стадии обучения.
В процессе обучения по профильным дисциплинам курсовые работы и контрольные работы делаются по тематике предприятия, согласованной с ВУЗом. Со стороны предприятия возможно выделение наставника.
Почему данное требование актуально?
Выпускники ВУЗов не готовы к практической деятельности.
Какой результат вы ожидаете от реализации данного требования?
Период адаптации переносится на время учебы. Выпускник ВУЗа приходит на предприятие полноценным специалистом.
К какому органу, институту относится данное требование?
К учебным учреждениям.
Почему реализация данного требования возможна?
У себя на предприятии мы реально этим занимаемся.
Дополните свое требование иными важными аспектами
Дело нужное и дает отличные результаты. Но есть серьезные тормоза:
1. Незаинтересованность студентов и преподавателей.
2. Не защищенность инвестиций предприятия в образовательный процесс студента.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Валерий Романов
2. Защита инвестиций предприятий в образовательные процессы
В чём состоит суть требования?
Инвестиции бизнеса в квалификацию персонала, в том числе затраты, связанные с профессиональной подготовкой студентов, не защищены на законодательном уровне. Поэтому бизнесу не выгодно вкладываться в образовательные процессы.
Требуется внесение соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.
Почему данное требование актуально?
Есть предприятия – кадровые вампиры, охотящиеся за квалифицированными специалистами, и есть предприятия – кадровые доноры, самостоятельно выращивающие квалифицированные кадры. Вторых надо защитить.
Какой результат вы ожидаете от реализации данного требования?
Вложение бизнесом трудовых, материальных и финансовых ресурсов в квалификацию персонала.
К какому органу, институту относится данное требование?
Госдума, Правительство.
Почему реализация данного требования возможна?
И бизнес и ВУЗы готовы к сотрудничеству. Бизнес готов вкладывать средства в персонал.
Дополните свое требование иными важными аспектами
Проблема общероссийская и ее надо решать однозначно.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Валерий Романов
3. ИТ-экспертиза курсовых и дипломных проектов.
В чём состоит суть требования?
Повышение ИТ-знаний специалистов. Специалист должен уметь пользоваться (как минимум, уметь выбирать) специальным программным обеспечением. ИТ-составляющая должна быть в курсовых и дипломных проектах. Экспертизу ИТ-составляющей курсовой и дипломной работы следует передавать полностью или частично специалистам-практикам.
Почему данное требование актуально?
Низкий уровень ИТ-образования в учебных заведениях..
Какой результат вы ожидаете от реализации данного требования?
Практические навыки работы со специальным программным обеспечением..
К какому органу, институту относится данное требование?
К учебным учреждениям, Минобразования.
Почему реализация данного требования возможна?
ИТ-фирмы и ИТ-сообщества готовы этим занимаемся.
Дополните свое требование иными важными аспектами
Результаты ИТ-экспертизы студенческих работ специалистами-практиками должны способствовать совершенствованию учебных программ по специальным предметам. Тормозом в реализации настоящего требования может быть необходимость у ВУЗа в лицензионном специальном программном обеспечении.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Валерий Романов
4. Образование вне рекламы
В чём состоит суть требования?
Все, что связано с повышением культурного и образовательного уровня граждан России, должно быть выведено из понятия рекламы.
Требуется внесение соответствующих изменений в закон «О рекламе» и в Налоговый кодекс РФ.
Почему данное требование актуально?
Небольшой пример: для того, чтобы опубликовать информации об опыте подготовки профессиональных кадров, надо заплатить налог на рекламу.
Какой результат вы ожидаете от реализации данного требования?
Свободный обмен опытом.
К какому органу, институту относится данное требование?
Госдума, Правительство.
Почему реализация данного требования возможна?
Заинтересованы все участники образовательных процессов.
Дополните свое требование иными важными аспектами
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Валерий Романов
Что качается создания высококвалифицированных рабочих мест, например, в этом году в ЦИТ "Компьютер-Аудит"создано пять новых рабочих мест, приняты конкретные люди,
Только роли государства в этом не вижу, .
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012
Игорь Любимов
Я про роль государства не хотел бы упоминать в контексте создания рабочих мест. Это, в конце концов, потребности бизнеса. Государство в органах власти рабочих мест насоздавало столько, что не знают, как сократить. Пусть этим озаботятся. 25 миллионов государство само не создаст, пупок развяжется.
И таки-да у нас уже 8(восемь) высококвалифицированных рабочих мест.
Мы уже по этому факту имеем право оценивать дорожную карту.
Валерий Николаевич, благодарю за развернутый комментарий.
Есть ли свет в конце туннеля?
26 Окт 2012