Круглый стол продолжался более 2-х часов. Основное внимание, в соответствии с заявленной повесткой, было уделено механизмам реализации Стратегии развития информационного общества в Вологодской области на период до 2025 года.
Дмитрий Трутнев (ЦТЭП НИУ ИТМО) рассказал, что они постарались учесть полученные ранее замечания, при этом стремились соблюсти баланс между общероссийскими тенденциями и местной спецификой ИКТ. Обратил внимание, что нет ясности по конкретным проектам развития ИО в регионе.
Механизмы реализации стратегии
Основные вопросы в целом обсуждались в организационной плоскости. Конкретные мероприятия было предложено не обсуждать, а вынести их впоследсвии на госпрограмму. По моей оценке риски от размытости полномочий и ответственности существенные. Подчеркнута важность финансо-экономического обоснования проектов Стратегии, а не только калькуляции возникающих затрат. Для этого прорабатывается постановление правительства с направлениями и контролем затрат на реализацию Стратегии и Программы. Руководство региона на уровне первых лиц обязано понимать, разделять цели, активно участвовать в их реализации. Показателен пример Эстонии, которая в первую очередь решала реальные имеющиееся проблемы общества, а не внедряла ИТ. В результате появилась одна из самых работоспособных систем ЭП в мире.
Другой пример Самара. Их успешность основана на активном взаимодействии с федералами. Частые командировки в Москву. Наработаны прямые связи. Реализация политики концентрации на направлениях, нужных прежде всего самому региону, а не формальным отчетам-рапортам в Москву.
ЭП – лишь один из элементов ИО. Для успеха начинать следует с изменения существующего положения вещей: культура, образование, наука. Сделать приоритизацию направлений. Обеспечивать содействие ИТ-отрасли. Определить приоритеты по другим направлениям. Работа со старшим поколением. Пример НИУ ИТМО – онлайн университет третьего возраста. Государство при этом должно в первую очередь сделать акцент на создании условий и инфраструктурных решениях. Сами проекты должен реализовать бизнес, как более гибкий и эффективный.
Были обсуждены способы обеспечения преимуществ для региональной ИТ-отрасли, что декларировано в Стратегии. Это возможно путем целенаправленного информирования о предстоящих закупках, дробления на мелкие заказы, требований обязательного сопутствующего обучения на местах.
Хороший вариант – завязывание партнерских отношений, создание консорциумов, работа в тандеме с лучшими игроками на российском рынке. Такой вариант обеспечивает возможность исполнения более сложных проектов с одновременной постепенной передачей компетенций от лидеров на местный уровень.
Был затронут вопрос создания региональной научно-методологической структуры для экспертной оценки проектов, мониторинга и отслеживания текущей ситуации и т.д. Общественный совет при КИТиТ прежде всего представляет интересы общества, а не профессиональные компетенции в ИКТ. Полномочия зависят от ее потенциала. На первом этапе эту роль может играть Клуб ИТ-директоров. Пример подобной структуры - ПРИОР Северо-Запад.
Мои предложения:
Важно, чтобы возможные риски от недостаточного финансирования или размывания ответственности не привели к отсутствию значимых результатов при реализации Стратегии.
Комментарии
Ольга Юманова
Спасибо, очень содержательный отзыв. Жаль, не смогла присутствовать. Возникающие предложения по-прежнему направлять через Клуб? Или поезд уже ушел?
Круглый стол по выработке механизмов реализации Стратегии развития информационного общества
18 Ноя 2013
Павел Горбунов
Ольга, спасибо за поддержку.
Я думаю поезд никуда не ушел. Все конкретные проекты решено изложить в гос.программе, работа над которой еще идет.
Поэтому прошу, по возможности, опубликовать свои предложения прямо здесь, чтобы все могли с ними ознакомиться и обсудить, а затем передадим итоговый согласованный вариант официально от имени Клуба.
Круглый стол по выработке механизмов реализации Стратегии развития информационного общества
18 Ноя 2013